Fun

7 театральных постановок, которые вас точно удивят

Их стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы понять, в каком направлении развивается современный театр и каким он может стать в обозримом будущем
Постоянный автор f&f
02 Декабря

Пять московских театров (театр «Практика», Центр им. Вс. Мейерхольда, Гоголь-центр, Театр.doc, Центр драматургии и режиссуры) работают по иным правилам, чем все остальные. Здесь важнее не выпускать премьеру за премьерой, а заниматься экспериментом, поиском нового театрального языка, необычных форм и эстетики. Иногда, как в Театре.doc, эксперимент совпадает с гражданским высказыванием. 

1. Театр «Практика» — «Гипнос»

Номинант премии «Золотая маска» в категории «Спектакль малой формы»

Драма / Работа режиссера — Олег Глушков

Текст: нет пьесы, связного текста и сюжета. Наблюдая за актерами на сцене, можно сочинить свою собственную историю.

Режиссер: Олег Глушков — режиссер и хореограф, в постановках которого действие неразрывно связано с танцем. Герой вместо гневного монолога может станцевать что-то стремительное и яростное и потом опять заговорить. Глушков ставит спектакли современного танца в драматических театрах, он хореограф фильма «Стиляги» и режиссер мюзикла «Все о Золушке».

Чем удивят: там, где указывают жанр, в программке «Гипноса» написано: «еще одно путешествие. Что произойдет — неизвестно, с этого и начинается путешествие». 

В спектакле, сочиненном режиссером и молодыми актерами (недавними студентами курса О. Кудряшова) современный танец может прокомментировать ироническая реплика, актриса неожиданно исполнит песню Тома Уэйтса на стихи Берроуза, во время ужина актеров зрители тоже смогут перекусить. В «Гипносе» нет нравоучений, попытки как-то повлиять на зрителя. Можно расслабиться и наблюдать за происходящим. И тогда возникнут ассоциации с фильмами Дэвида Линча, японским театром или танцем бутто. И может показаться, что ты проник в чей-то сон или странствуешь по лабиринтам чужого подсознания.    

1*5MOeHY4zuosntdyCEWRZ2A.jpg

2. Центр им. Вс. Мейерхольда — «Солнечная линия»

Номинант премии «Золотая маска» в категории «Спектакль малой формы» 
Драма / Работа режиссера — Виктор Рыжаков 
Драма / Женская роль — Юлия Пересильд 

Текст: пьеса Ивана Вырыпаева — талантливого современного драматурга и мастера ироничных парадоксов. Он называет свой стиль «новая естественность». 

Режиссер: Виктор Рыжаков стал одной из знаковых фигур современного театра, поставив в начале 2000-х «Кислород» И. Вырыпаева. С тех пор остается первооткрывателем его пьес, выпускает актерские курсы в Школе-студии МХАТ, с 2012 года — художественный руководитель Центра им. Мейерхольда. 

Чем удивят: помост ЦИМа обтянут крафтовой бумагой. Супруги Барбара (Юлия Пересильд) и Вернер (Андрей Бурковский) в одежде песочного цвета (на Барбаре шапка, как у Барбары Брыльской в «Иронии судьбы»), похожи на героев компьютерной игры. Уже пять утра, они выясняют отношения с десяти вечера и никуда не продвинулись. 

Что-то заклинило в игре: после напряженного словесного поединка они, думая, что движутся вперед, остаются на прежнем уровне. История отношений доведена до абсурда: супруги дерутся (жестко, как в боевике Тарантино), занимаются любовью и говорят, говорят... 

Текст реплик «пролетает» с бешеной скоростью. Актеры играют его без видимых психологических переживаний, сохраняя дистанцию между образом и собой. Но им удается рассказать о непростых отношениях, в которых любовь уже не отделить от ненависти.

Kopiya-Solnechnaya-liniya-Kraeva-40-e1514298113867.jpg

3. Центр им. Вс. Мейерхольда — «Родина»

Номинант премии «Золотая маска» в категории «Эксперимент»

Текст: записи выступлений вождей революции: Дзержинского, Троцкого, Сталина в 1920-х, заседания Российского футбольного союза в 2014 году, фрагменты из романа «Овод» Э. Л. Войнич и фильма «Матрица», запись разговора бывшего мэра и мафиози (по материалам следственного отдела) и так далее

Режиссер: Андрей Стадников начинал как автор пьес, которые назвали «взрывоопасными». Дебютировал как режиссер спектаклем «Репетиция оркестра» по откровенным монологам работников Театра на Таганке (спектакль играли в зрительном зале Таганки). Прославился спектаклем СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) в «Мастерской Дмитрия Брусникина».

Чем удивят: в центре зала возвышается пирамида-зиккурат со ступенями (художник Шифра Каждан). На ступенях места для зрителей. Вокруг зиккурата по периметру зала движутся 48 блондинок в черной одежде — девушки-перформеры. Они постепенно приближаются друг к другу, падают и встают, останавливаются и снова движутся, если кто-то из них хлопнет в ладоши. 

В конце первого действия девушки строятся в колонны и долго маршируют, как военные на параде, настраивая зрителей на медитативный лад. Пока перформеры движутся, актеры зачитывают тексты. Они забираются на самый верх пирамиды, наглядно иллюстрируя важные темы спектакля: устройство вертикали власти и ее взаимоотношения с народом. В финале актеры аплодируют зрителям и остаются на сцене, пока все не уйдут.   

Rodina-Kraeva-27.jpg

4. Гоголь-центр — «Шекспир»

Текст: фрагменты монологов и отдельные реплики из трагедий Шекспира. Спектакль сделан средствами современной хореографии.

Режиссер: Евгений Кулагин с детства занимался танцем, получил актерское образование, вместе с Иваном Естегнеевым организовал школу и компанию современного танца «Диалог Данс».

Чем удивят: Кулагин вместе с хореографом Иваном Естегнеевым «перевел» сцены из трагедий Шекспира на язык пластики. Это возвращает первозданную мощь чувствам героев: их ярости, боли, гневу. 

В черном кабинете сцены (художник Ксения Перетрухина) актеры движутся, танцуют, сплетаются друг с другом телами. Образы драматурга дополняются новыми видениями и фантасмагориями. К примеру, Гертруда рождает взрослого Гамлета, а вслед за ним еще нескольких молодых людей (возможно, это клоны Гамлета или его враги). Партнеры подбрасывают Офелию вверх и перебрасывают друг другу, пока ее тело бессильно не повиснет (знак, что она утонула). Немолодая актриса читает монолог короля Лира. Порой герои выходят к микрофону, пытаясь что-то сказать, но у них вырываются только невнятные, отрывистые звуки.   

1uo-full.jpg

5. Гоголь-центр — «Мизантроп»

Текст: комедия Мольера в новом переводе Дмитрия Быкова, сделанном специально для спектакля.

Режиссер: Элмар Сеньков — один из самых популярных молодых режиссеров Латвии. Столичному зрителю знаком по спектаклю «Демоны» в Гоголь-центре, который рассказывает о том, какие «скелеты в шкафу» можно обнаружить в благополучной буржуазной семье.

Чем удивят: история Мольера в спектакле тесно связана с нашей действительностью. Время действия — эпоха социальных сетей и свободной информации. 

Сформировалась новая виртуальная среда, новый мир, в котором мы делаем свой мир, свой образ, транслируем свои представления о том, как красиво жить.

Но главный вопрос остался прежним: что происходит с человеком, который, как главный герой Альцест, говорит только правду? «Мы пытаемся найти образы, которые живут в сегодняшнее время. Кто сегодня Альцест, а кто Селимена. Сформировалась новая виртуальная среда, новый мир, в котором мы делаем свой мир, свой образ, транслируем свои представления о том, как красиво жить. И понятно, что здесь каждый может увидеть на сцене самого себя. И это интересно: посмотреть со стороны, как мы делаем рекламу самого себя. Но тут появляется вопрос: а где среди этого настоящее?», — говорит Элмар Сеньков. Премьера состоится 3 декабря.

247-full.jpg

6. Театр.doc — «Когда мы пришли к власти»

Текст: подготовлен рабочей группой — Елена Гремина, Михаил Угаров, Зарема Заудинова, Константин Кожевников — и участниками спектакля.

Режиссер: та же рабочая группа.

Чем удивят: представьте себе, говорят в начале спектакля, что в России произошла смена власти. Состав нового правительства, предложенного Театром.doc, выглядит так: руководитель Федеральной службы исполнения наказаний — журналист Ольга Романова, министр культуры — театральный критик Елена Ковальская, омбудсмен — правозащитник Зоя Светова, министр образования — активист профсоюза «Учитель» Андрей Демидов, председатель Верховного суда — адвокат Анна Ставицкая. 

Члены правительства выходят на сцену и рассказывают, что собираются сделать на своем государственном посту. Узнав о стоящих перед ними задачах, стратегии и тактике, можно из зала задать любой вопрос. Члены правительства отвечают, и спектакль превращается в подобие политических дебатов.

vlast.jpg

7. Центр драматургии и режиссуры — «Раковый корпус»

Текст: роман Александра Солженицына, написанный по воспоминаниям о лечении в онкологическом отделении больницы в Ташкенте.

Режиссер: Дмитрий Акриш — ученик Леонида Хейфеца в РАТИ (ГИТИС) — ставит провокационные спектакли, чаще в пустом пространстве. В прошлом сезоне участвовал в лаборатории ЦДР, сделал одну из лучших работ и получил возможность выпустить здесь премьеру.

Чем удивят: на сцене больничная палата — замкнутый мир пациентов ракового корпуса, в котором они остаются один на один с болезнью. Зрителей ждет череда откровенных историй: каждому из героев предстоит сделать выбор, будет он бороться за свою жизнь или нет.

«В этом произведении для меня очень важны три явления — жизнь, смерть и любовь. Больничная палата как образ общества целого государства, в котором встречаются совершенно разные люди несхожих убеждений и социальных ролей. Все они становятся равны перед силой смерти. Это спектакль-предупреждение, тревога за современного человека и его способность мыслить самостоятельно, особенно в таком пограничном состоянии, как страшная болезнь», — говорит Дмитрий Акриш. Премьера состоится 11 декабря.

Больничная палата как образ общества целого государства, в котором встречаются совершенно разные люди несхожих убеждений и социальных ролей. Все они становятся равны перед силой смерти.

Подписывайтесь на наш канал в Telegam!

Вам может быть интересно

Подписаться на рассылку от редакции
Мы не будем спамить ‐ только самые интересные тексты
и полезные лайфхаки раз в 10 дней