Назад в прошлое: почему 90-е вытеснили реальный мир?

О силе ностальгии, «гопстайле» и чем те 90-е отличаются от нынешних
Постоянный автор f&f
10 Июля

Современную моду закрутило во временную петлю, и все тренды плавно откатились в 90-е. Надо признать, что с их возвращением жить стало проще. В трениках и кроссовках теперь можно не только тусоваться «на районе», но и появляться в клубах и ресторанах, а доставать родительскую одежду с пыльных антресолей или покупать ее в секонд-хенде теперь не моветон.

Мода стала доступной и независимой от денег, а быть глянцевым и идеальным — это прошлый век. «Ларьков нет, а гопники остались», — заявляет модный эксперт Юна Ильина. И действительно, в одном из самых высокодоходных международных модельных агентств Lumpen вместо выхолощенных «породистых» красавцев — бритоголовые пацаны с татуировками и кривыми носами. Почему сегодня так воспета эстетика городских окраин, и почему происходит «ренессанс» 90-х?

Модели агентства Lumpen.

Предсказуемый откат

Миллениалы, или поколение Y, родившиеся после 1981 года, к сегодняшнему дню успели стать взрослыми и обрести профессию. В этом возрасте происходит ломка ценностей (кризис четверти жизни): человек начинает чувствовать сомнение в собственной жизни, которое вызвано стрессом от становления взрослым.

В такие моменты хочется возвращаться туда, где ты был защищен родительской опекой, не навьючен ответственностью — то есть в детство. То время романтизируется, стирается все плохое — хулиганы, серость, дефицит. 90-е спустя время начинают ассоциироваться с беспечностью и счастьем.

И так всегда: возраст ностальгии — четверть века. Мода развивается по спирали, наращивая в каждом витке новые смыслы. Поэтому стиль 90-х был по большей части воспоминанием 70-х, 60-х и отрицанием 80-х. Тоску 80-х по 50-м можно увидеть по фильмам «Назад в будущее» и «Бегущий по лезвию».

Фото: Adme.

В конце 2010-х цикличность сработала, и в народ вернулась мода 90-х годов ушедшего столетия. А нулевые еще десяток лет не будут востребованы. Не нужно быть футурологом, чтобы предсказать, что тенденция отката вновь сбудется, и все мы потом затоскуем по атрибутике нулевых: по Warcraft III, футбольным хулиганам, телефону Motorola RAZR.

Как антимода 90-х стала подиумной

Стиль московских окраин 90-х был преисполнен бунта. Он выражал дурновкусие, чтобы посмачнее плюнуть в лицо богемной моде и ее носителям. Это была народная контркультура с задником из послеперестроечного и неблагополучного антуража. Это было чистое искусство с восклицанием художника и манифестом «мы не такие, как вы!».

Постсоветские подростки того времени радикально размежевали границу между голодной улицей и сытым подиумом. Люди в трениках, белых футболках, олимпийках, со свистками и в спортивных темных очках — были массовым явлением спальных районов и вызывали лишь брезгливость у элит. Сейчас современные дизайнеры «перечитывают» образ того самого люмпена 1990-х с его антимодой. И те слои общества, которые когда-то нос воротили от треников, сегодня приняли их на ура.

Фото: Cutur.ru.

Кажется, что наконец достигнуто единодушие, 90-е примирили все классы в борьбе против всего приторного, глянцевого и идеального. И это касается не только России. На Западе с восторгом встретили Гошу Рубчинского с эстетикой неблагополучных районов. Все это разрывает шаблон гламура и пижонства и дает понять, что носить можно все, что угодно. Главное — чувствовать себя антигероем и мыслить соответствующе.

Подписывайтесь на нас в соцсетях — это удобно:


Вам может быть интересно

Подписаться на рассылку от редакции
Мы не будем спамить — только самые интересные тексты
и полезные лайфхаки раз в 10 дней