Тесс Холлидей на обложке Cosmopolitan
Бодипозитив vs. стереотипы
Исследователь визуальной культуры Нигина Шаропова в интервью FURFUR заявила, что у бодипозитива просто не было шанса не появиться. Та система внутрисоциальных предписаний, которая сотнями лет навязывалась женщинам (да и мужчинам), в XX веке дала сбой. Сложно сказать, что именно пробило в ней брешь: идеальные черты актрис золотого века Голливуда, едкие строчки модных журналов или героиновый шик во главе с Кейт Мосс и ее цитатой про худобу («Нет ничего вкуснее, чем ощущать себя худой»). Кстати, спустя девять лет модель отказалась от этой фразы после скандала о пропаганде анорексии.Фото: W Magazine
И если когда-то бодипозитив был отказом от шаблонных идеалов красоты (длинные ноги, пухлые губы, большие глаза, маленький нос и так далее), то сегодня не без оснований можно опасаться, что борьба с системой в этом случае — тоже система. Лину Данем, режиссера, актрису и икону бодипозитива, обвинили в предательстве идеалов, когда она похудела. Хотя сделала она это по медицинским причинам — чтобы облегчить симптомы эндометриоза, сложного гинекологического заболевания.
Радикальные проявления бодипозитива довольно беспощадны, их можно сравнить с анархией в системе общественных норм. Да, они раздвигают одни жесткие рамки, но при этом тут же создают новые — и под них уже попадает не тихоня-толстушка, а блондинка с идеальным прессом и ярким макияжем.
Откуда берутся стереотипы красоты
На самом деле бодипозитив — это одна простая формула: «Каждый выглядит так, как хочет. Я выгляжу так, как комфортно мне». Ключевой момент во всей концепции — это свобода выбора, а не наличие/отсутствие макияжа. То есть если мне комфортно выходить в магазин за хлебом в вечернем макияже, а на свидание идти с еле подкрашенными ресницами — я буду это делать.И вот тут-то разворачивается поле битвы между сторонниками бодипозитива и их противниками. Последние утверждают, что макияж — дело десятое, а вот не брить подмышки/ноги/зону бикини — негигиенично. Эстетичное переходит в витальное, связанное со здоровьем и особенностями организма. И на этом моменте стоит упомянуть, что идеалы красоты любой эпохи связаны с одним показателем — благополучием.
Питер Пауль Рубенс, «Отшельник и спящая Анжелика», 1626-1628 гг.
В Средневековье женщины стягивали грудь, чтобы подчеркнуть аскетизм. И это было красиво, ведь красота истинной христианки — в ее скромности. Рубенсовские формы, которые стали символом Возрождения, — прямое следствие подъема экономики, а лишь отчасти — раскрепощения нравов. Это же символизировали тела Мэрилин Монро и Бэтти Пейдж, которые взошли на пьедестал после голодных военных лет. В 2018 году посещение тренажерного зала, правильное питание, покупка уходовой и декоративной косметики обходится недешево, поэтому «фитоняшки» с безупречно-скульптурными лицами стали иконами красоты (и — благополучия).
В стереотипе «красив = благополучен» важно, что благополучен — не просто финансово, а еще и физически. Ведь благополучие — это не только золотые монеты, припрятанные в погребе замка, и не количество нулей на банковском счету.
И вот неожиданно в эту логичную пропорцию врывается бодипозитив. С одной стороны — сбрасывает оковы стереотипов. С другой — размывает рамки ответственности. «Мое тело — мое дело» — это замечательно. Но если раньше угревая сыпь, одышка и размеры XXL говорили о проблемах со здоровьем, сегодня он перестали быть «опасными» сигналами и влились в систему «принятия себя».
Как не зайти далеко в любви к себе
Первое — не забывать, что бодипозитив — это выбор. Краситься или нет, носить облегающие платья или джинсы-бойфренды, брить подмышки или отращивать и высветлять. И этот выбор есть у каждого, не только у вас, Тесс Холлидей или Лины Данем.Второе — учиться чувствовать свое тело. Вам должно быть комфортно. Кто-то порхает при 80 кг веса, а кому-то отлично и со стрелкой на весах около 55 кг. Имеют значение не цифры, а состояние здоровья. Одышка и высокое давление в первом случае или постоянная слабость во втором — тревожные симптомы.
Третье — не бояться врачей. Если вас мучает акне или излишек веса, не утешайтесь идеей «я такой, какой есть, мне нужно себя принимать любым». Ваше тело — действительно ваше дело, поэтому несите за него ответственность.
Так бодипозитив — это утопия?
И да, и нет. Утопия — это полный отказ от любых форм привлекательности. Во-первых, он должен быть массовым, во-вторых, для его установления в обществе должно смениться не одно поколение.Бодипозитив — это такой инструмент, который призван развернуть нас чуть ближе к этой утопии. Но он все еще предлагает выбор — а это уже не утопические мечты, а реалии. Его единственный путь — это создание такого количества возможных опций выбора, что со временем и не придется выбирать.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!