Балетмейстер Элейн Саммерс (США) широко известна не только своими экспериментальными постановками на стыке театра и кино, но и как автор программы «Кинетическая осознанность». Саммерс начала исследовать психологию движения, когда у нее диагностировали остеоартрит с характерной болью в суставах, сковывающей движения. Принимая различные положения и фиксируя свои ощущения, она разработала технику, позволившую ей вернуться к танцу.
Программа Саммерс предполагает использование небольших резиновых шариков диаметром 3-8 см. Взаимодействуя с ним, человек начинает двигаться: сначала очень медленно, аккуратно, максимально расслабляя мышцы, затем – все быстрее и напряженнее. Это позволяет почувствовать, какие процессы запускает в нашем организме движение, и подходить к его совершению максимально осознанно. Впоследствии метод Саммерс стал самостоятельной танцевальной техникой, которую практикуют ученики и хореографы.
Американская танцовщица Эмили Конрад считала, что танец подразумевает не только движение тела, но и внутренние процессы - импульсы головного мозга. Тогда она задалась вопросом: что же такое, в этом случае, паралич? Возможно, проблема кроется не в позвоночнике, а в психологии человека? Так, в 1970-е годы Конрад начала исследовать повреждения спинного мозга и разработала программу «Континуум», которая позволяет бороться с дисфункцией органов через осознанное движение.
Три ключевых направления этой практики – дыхание, звук и движение. Когда человек получает травму, в первую очередь затрудняется его дыхание и, как следствие, движение. Правильное дыхание является стимулом для всех внутренних изменений, поэтому ему нужно учиться и делать это вслух, издавая длительные звуки, которые формируют плавный ритм. Под него вкупе с медитативной музыкой можно начинать двигаться, выполняя сложные волнообразные действия.
Танцовщица Ирмгард Бартениефф является одной из ключевых фигур танцевальной соматики. Прервав танцевальную карьеру во время Второй мировой войны, Бартениефф начала получать медицинское образование, которое позволило ей посмотреть на танец как на взаимосвязь человеческого тела и наших возможностей. С новым багажом медицинских знаний Ирмгард смогла вернуться в танец, где разработала технику коррекции – поиск «эффективных» движений вкупе с правильным дыханием и выработкой импровизационных навыков. Бартениефф использовала танцевальную терапию в работе с больными полиомиелитом и даже изучала возможности использования танцевальных техник в психиатрии.
Подробнее узнать об этих техниках и изучить их на практике можно, например, в Центре современного танца ЦЕХ.